Новости

train-hi2

К концу 2012 года РЖД обещает обеспечить интернетом все поезда дальнего следования. В ноябре компания устроила тест-драйв для беспроводных сетей. В пробном режиме беспроводной интернет подключили на поездах «Москва — Адлер», «Москва — Мурманск», «Москва — Климов» и «Москва — Екатеринбург», по словам представителей РЖД, на всех участках интернет был очень высокого качества и с вполне приемлемой скоростью, а особенно быстрым – на адлерском направлении – 4 Мбит/с. Железнодорожный wireless «замиксовали» сразу из двух подключений — спутникового и 3G, когда пропадает сигнал первого, то включается второй и наоборот, это обеспечивает подключение «без дыр» на протяжении всего пути.

Такие нововведения заставляют пересмотреть свои взгляды на командировки сотрудников, ведь теперь, находясь в дороге, работник может пользоваться удаленным доступом. Особенно это актуально в условиях российской действительности, где система воздушного сообщения централизованна и часто делает перелеты лишь частью пути до точки назначения. Решение РЖД выводит на новый уровень деловой туризм в России.В Европу «вайфаизация» пришла раньше. Уже в 2007-2008 гг. транспортные компании несли интернет в массы. GNER (Северо-восточная железная дорога Великобритании) тогда констатировала: 1/5 часть пассажиров обменялисвои авиабилеты на билеты на поезд именно потому, что в последнем появился Wi-Fi. А компания BWCS, специализирующаяся на процессах оптимизации бизнеса, заявила, что около 72% пассажиров, едущих в командировку, готовы будут отдать предпочтение поездам, именно из-за возможности выйти в интернет в процессе поездки.

Примечательно также исследование британского redspottedhanky.com – online-сервиса по продаже билетов, в котором говорится о том, что поезда являются наиболее быстрым транспортом, если сравнивать не только время в пути, но и время, которое тратит пассажир на то, чтобы добраться до вокзала и пройти все процедуры регистрации, одна только зона спецконтроля делает авиапутешествие длиннее на 1,5-2 часа. В то же время поездка на поезде обойдется значительно дешевле полета на самолете, плюс — возможность все время находиться online. С учетом всего вышеперечисленного становится очевидно, что командировать своих сотрудников по служебным нуждам лучше по железной дороге (если, конечно, пункт назначения не Владивосток).Что касается качества железнодорожного интернета – пока можно только строить предположения о том, каким оно будет. Кто займется техническим воплощением задумки, сейчас не ясно, среди потенциальных подрядчиков – все участники «большой тройки»: «Вымпелком», «МТС» и «Мегафон», последнему, кстати, уже удалось отхватить лакомый кусок от железнодорожного пирога – именно эта компания обеспечит связью сверхскоростные поезда «Сапсан» и «Аллегро».Однако самая интересная сторона вопроса – стоимость Wi-Fi – пока не освещается. При попытке позвонить в РЖД и узнать, почем будет Wi-Fi для народа (ведь на «Сапсанах» он запускается уже вот-вот) девушка Марина со стальным голосом и скоростью, которой позавидует любой провайдер, оттарабанивает что-то вроде «Первый этап работ по строительству антенно-мачтовых сооружений для обеспечения высокоскоростного доступа в Интернет в формате 3G будет реализован до 31 марта 2012 года, — и, переведя дух, добавляет, — то есть говорить о стоимости подключения мы пока не можем».— Даже о предварительной?
— Даже о предварительной. (с)
Так что ничего не остается, кроме как строить предположения на тему того, как, кто и когда будет платить за интернет, а главное – сколько. По словам одних, обеспечение составов Wi-Fi приведет к росту цен на билеты,равному одному рублю, сами РЖД не исключают варианта того, что Wi-Fi не будет входить в стоимость билета, а будет оплачиваться проводнику. Хотя нужно отделить мух от котлет. Платить за Wi-Fi придется не всем. «Мухи», путешествующие эконом-классом, должны будут нести денежку в кассу или проводнику, а вот котлеты, бороздящие просторы наше Родины в формате «бизнес», смогут приобщаться к беспроводным сетям абсолютно бесплатно. Опять же все как у братьев наших западных, где first class получает free Wi-Fi, а standard получает счет. Если учитывать, что в лондонских интернет-кафе стоимость часа начинается от одного фунта, – получается, что у железнодорожников очень даже честная цена. В среднем, стоимость интернета в Европейских поездах лежит в интервале 9-13 евро за поездку.

Перевозчик Маршрут следования Цена Комментарии
Eurostar Лондон-Париж-Брюссель Предоставляется на 5 основных станциях следования и только для бизнес-класса: бесплатно В поездах сервис появится в 2013-2014 гг.
Thalys Лондон-Брюссель-Амстердам-Антверпен-Роттердам-Кельн-Льеж-Ахен 60 мин — 6,50 евро
Все время поездки — 13 евро
East Coast Лондон-Лидс-Йорк-Ньюкасл-Эдинбург-Глазго Бесплатно первые 15 мин., затем:
60 мин — 4,95 фунта (€5,9)
24 часа — 9,95 фунта (€11,9)
Несмотря на статьи в СМИ, на сайте компании про отмену платы за интернет не упоминается
VirginTrains Великобритания 60 мин — 4 фунта (€4,78)
Все время поездки — 8 фунтов (€9,57)
Iarnród Éireann Ирландия Бесплатно (в поезде и на некоторых станциях) А вот зарядить Телефон, Ipod, PSP или Nintendo на станции обойдется в 1,5 евро за 30 мин.
В поезде розетками можно пользоваться бесплатно
ICE Германия, Франция, Бельгия, Италия, Швейцария, Австрия, Дания, Голландия 60 мин — 8 евро Интернет будет только на маршруте по Германии
SJ Trains Швеция Бесплатно в первом классе
Для остальных пассажиров:
30 мин — 39 SEK (€4,38)
Все время поездки — 99 SEK (€11,13)
На выходных и праздниках стоимость меньше — 14 и 49 шведских крон соответственно
SBB Швейцария 30 мин — 5 CHF (€4,15)
24 часа — 25 CHF (€20,72)
Интернет предоставляется в бизнес-зонах первого вагона в 75 поездах первого класса. По тарифам Swisscom
NS Нидерданды Бесплатно Бесплатно — до 2013 года. Поезда, оснащенные интернетом, помечены опознавательным знаком

Однако, возможно, в вопросе ценообразования РЖД перестанет следовать примеру западных коллег, как говорится, поживем – увидим. В любом случае, как бы ни тарифицировали интернет в поездах, железнодорожные Wi-Fi-командировки станут менее затратными и более эффективными, чем альтернативный воздушный вариант, а, с учетом процента задержек рейсов, влияния погодных условий и прочих историй из разряда «форс-мажор», поезда становятся идеальной площадкой для мобильно-дорожного офиса.