Новости

Mosmetro.svg

В московском метро начата организация сети Wi-Fi. Оператор, предоставляющий сервис Wi-Fi, планирует зарабатывать на рекламе в мобильных устройствах пассажиров.

Сеть Wi-Fi уже начала работу на Каховской линии метро. К концу 2013 года беспроводная сеть охватит Калининскую, кольцевую и Сокольническую линии, а к августу 2014 г. — и все остальные линии метрополитена. Проект строительства Wi-Fi-сети обойдется примерно в 1,5 млрд руб. Одним из источников доходов для оператора станут рекламные ролики, которые будут транслироваться на экраны мобильных устройств, подключенных к подземному Wi-Fi. В метро, где чтение и веб-серфинг, по сути, единственные развлечения, аудитория Wi-Fi-рекламы довольно велика, но в то же время слишком широка и не очень платежеспособна: будет трудно объяснять рекламодателям, на кого нацелена Wi-Fi-реклама, полагает гендиректор специализирующейся на мобильной рекламе компании ОТМ Дмитрий Лазарев. Вдобавок рекламные ролики из Wi-Fi-сети будут конкурировать с обычными стикерами на стенах вагонов, отмечает он. Пользователей планшетов и смартфонов в метро все больше, но все они потенциальная аудитория таких крупных рекламных площадок, как, к примеру, «Яндекс»  или mail.ru, замечает Лазарев. Впрочем, интерес к Wi-FI-рекламе могла бы повысить привязка к конкретным станциям метро и районам города, допускает он: например, возможность дать рекламу на привокзальных станциях могла бы заинтересовать системы денежных переводов.

А, например, в Лондоне, где в настоящее время беспроводная сеть доступна на 120 станциях метро, выбрали иную модель монетизации сервиса Wi-Fi. Доступ в есть предоставляется бесплатно абонентам сразу нескольких операторов (T-Mobile, Orange, Vodafone, Virgin Media, O2). Обеспечение доступа в Интернет по Wi-Fi для своих абонентов обходится каждому из операторов в разы дешевле, нежели развертывание и поддержание собственной сети Wi-Fi или 4G; да и необходимость строить мобильную сеть нового поколения при хорошо функционирующем Wi-Fi отпадает как таковая, что экономит мобильным операторам существенные суммы. В то же время оператор сети Wi-Fi зарабатывает на отчислениях за услуги пропуска трафика «чужих» абонентов, а также на прямых продажах услуги доступа в Интернет пользователям, не имеющих контракта с партнерскими компаниями. В Лондоне доступ на час продается по цене 2 фунта (что сравнимо с минимальной ценой одной поездки на небольшое расстояние), на неделю — 5 фунтов, на месяц — 15 фунтов.

Московский опыт «вайфаизации» метро не уникален в России: так, к концу августа 2013 Wi-Fi был запущен на всех 10 станциях казанского метро. По данным администрации г. Казани, за первые четыре дня сетью воспользовалось более 16 000 пассажиров. К сожалению, не сообщается, считаются ли уникальные пассажиры или зарегистрированные сессии, которые могли принадлежать одному и тому же пользователю. Однако даже по минимальной оценке в сети было не менее 4000 уникальных пользователей. Сама же сеть, по оценкам Connectum, стоит не более 3 млн руб. Таким образом, месячный доступ для одного пользователя мог бы стоить каждому из операторов большой тройки не более 50 рублей в м.сяц, а компания-оператор Wi-Fi-сети окупила бы свою сеть за 6 месяцев.